Информация о заседании Школы кураторов 27.11.2012 г.

          27 ноября 2012 года состоялось очередное заседание Школы кураторов. В повестку дня были включены следующие вопросы:

      1. Результаты социологического опроса «Социальный портрет первокурсника» и задачи кураторов по адаптации студентов к условиям обучения в вузе.

(Директор Центра социологических исследований Кузнецова И.О.)

2. О работе летней Школы студенческого актива.

(Специалист по работе с молодежью Управления воспитательной  работы Коровин А.С.)

3. Обмен опытом кураторской работы. Выступления лучших кураторов по итогам 2011-12 учебного года.

         (Лучший куратор Института прокуратуры РФ Ермишина Н. С., заместитель директора Института второго высшего образования, куратор301 группы).

4. О мерах по повышению качества работы кураторов в новом учебном году.

         (Начальник  Управления воспитательной работы Тугушева Ю.М.)

5. Разное

(Проректор по воспитательной работе Кузнецова Т.И.)

 

По первому вопросу выступила директор Центра социологических исследований Кузнецова И.О. Она проанализировала данные, полученные в результате социологического опроса, проведенного среди первокурсников СГЮА. Всего были задействованы 1200 респондентов всех институтов и структурных подразделений.

Состав первокурсников, ежегодно поступающих в ФГБОУ ВПО «СГЮА» достаточно стабилен. По половому признаку количество юношей и девушек приблизительно одинаково. По возрастному составу на протяжении последних  лет преобладают выпускники школ, из них 1% обучались в профильном юридическом классе. С 2006 по 2012 гг. доля иногородних студентов составляет около половины. По уровню благосостояния около 70% опрошенных – выходцы из семей, не имеющих серьезных материальных проблем. На материальную помощь со стороны родителей рассчитывает подавляющее большинство респондентов. 7% опрошенных рассчитывают на дополнительные заработки, а 36% – на получение стипендии.

Как показали результаты исследования, выбранная профессия для сегодняшнего первокурсника – это, прежде всего возможность добиться успеха в жизни с помощью профессиональной карьеры. Многие респонденты считают профессию юриста престижной и перспективной. Выбирая Академию, первокурсники ориентировались на следующие факторы:

– СГЮА – это сильный образовательный центр по подготовке юристов высшего класса (68%);

– СГЮА в рейтинге правовых вузов входит в тройку лидеров (49%);

– Диплом  СГЮА – это успешное трудоустройство в будущем (49%).

На выбор вуза повлияли следующие факторы: совет родителей, а также родственников, которые учились здесь, информационные материалы, представленные на сайте Академии, реклама, посещение Дня открытых дверей и другие.

72% первокурсников планируют в будущем работать по выбранной специальности, большая часть из них – в правоохранительных органах. Подавляющее большинство респондентов (85%) считают, что смогут добиться успеха собственными силами.

Согласно полученным данным, в студенческой жизни опрошенных первокурсников привлекает, прежде всего, приобретение новых профессиональных знаний. На эту позицию указали 80% респондентов. Также  среди  ожиданий студентов можно выделить: расширение кругозора (35%), приобретение новых друзей (28%), реализация творческих способностей (17%), возможность заниматься научной работой (13%), возможность заниматься общественной деятельностью (15%).

Эффективность успешного обучения зависит от условий и характера процесса адаптации первокурсников к студенческой жизни во всех ее проявлениях: научной, учебной, внеучебной. Многие  из них сталкиваются с рядом трудностей в ходе привыкания к вузовским учебным стандартам. 84% опрошенных четко почувствовали разницу между обучением в школе и обучением в вузе. Проблемы возникают в процессе освоения балльно-рейтинговой системы оценки знаний (65% респондентов); адаптации к новым формам  обучения – лекциям, семинарам (35%). Многие (28%) остро переживают свою оторванность от дома и семьи.

Несмотря на трудности привыкания к вузовской системе, прогнозы первокурсников на будущее весьма оптимистичны. Большинство считают, что успешно сдадут первую сессию. Только 10% студентов боятся, что не сдадут успешно некоторые предметы с первого раза.

Практически половина вновь поступивших в СГЮА (49%) уже спустя 2 месяца после поступления заявили о том, что процесс адаптации они прошли без особых проблем. Для 13% этот процесс прошел очень легко. И только 20% сознаются в том, что им пришлось достаточно трудно.

Среди факторов, способствующих быстрой адаптации, студенты называют своих сокурсников (43%) и родственников (22%). Что касается степени влияния внутривузовских механизмов на адаптацию первокурсников к новым условиям обучения, лидирующие позиции занимают кураторы студенческих групп (41%) и новое направление в структуре академической системы воспитания – институт тьютерства (39%). Важную роль в этом процессе играют преподаватели (22%) и работники деканата (14%). В целом, уже на начальном этапе обучения, закладываются конструктивные тенденции сотрудничества воспитательных структур СГЮА, преподавателей, кураторов, тьютеров и работников деканата, которые следует укреплять и поддерживать в перспективе.

 

По второму вопросу специалист по работе с молодежью УВР  Коровин А.С. рассказал о прошедшей летом Школе студенческого актива в лагере «Юрист», расположенном на реке Караман. Эта уникальная площадка принимает не  более 80 человек. Занятия проходили в течение двух недель. Здесь были проведены мастер-классы по коммуникации, конфликтологии, ораторскому мастерству и др., было разработано положение о тьюторах, и многие активисты выразили желание работать тьюторами со студентами первого курса. Об эффективности работы Школы студенческого актива говорят многие факты. Например, на областном мероприятии посвящения в студенты, с помощью тьюторов удалось собрать 180 участников праздничного шествия, и выступление студентов СГЮА было признано лучшим.

Основная проблема в работе Школы – набор участников. Просьба ко всем кураторам – проинформировать студентов своих групп о возможности  их участия в Школе студенческого актива. Для этого им нужно прийти в Студенческий совет и написать заявление. Кроме того, для всех желающих поехать летом в лагерь «Юрист» на отдых, предлагается первая смена – сразу после сессии на 2 недели. Стоимость льготной путевки – 800 рублей (только для бюджетных форм обучения).

 

По третьему вопросу выступила Ермишина Н.С., признанная  лучшим куратором Института прокуратуры РФ  по итогам прошедшего учебного года. Она поделилась опытом своей воспитательной работы, курируя 301 группу.

Наталья Сергеевна предложила использовать интернет в качестве эффективного средства общения со студентами. О социальных сетях можно говорить по-разному: хорошо это или плохо. Задача состоит в том, чтобы обратить эту технологическую площадку себе на пользу. Для этого нужно вначале определить, в какой социальной сети студенты чаще всего встречаются. Далее, рекомендуется создать страницу куратора, где он может  представить себя как личность. Система Google позволяет создать мини-сайт. Студенты хорошо реагируют на такой способ общения. Вопросы обсуждаются очень быстро и эффективно.

 

По четвертому вопросу – о мерах по повышению качества работы кураторов в новом учебном году – выступила начальник  УВР           Тугушева Ю.М.

Она дала общую оценку работы кураторов академических групп, отметила некоторые недостатки. Нужно встречаться с группой чаще, хотя бы один раз в неделю. Можно общаться через интернет. Важная форма работы – посещение общежития. Подчас это сводится к формализму – например, росписи в журнале или беглому осмотру. Надо посещать комнаты, где живут студенты группы, общаться с ними, следить за санитарным состоянием помещений.

Далее Юлия Михайловна обратила внимание на то, что на Школе кураторов выступают  только лучшие  из них. Необходимо также заслушивать отчеты кураторов, лишенных надбавки. Если кто-либо назначается куратором вопреки своему желанию, он обязан выполнять в полной мере приказ ректора и распоряжение заведующего кафедрой.

Рейтинг, составленный на основе опроса студентов, не может быть единственным критерием при оценке работы куратора. Порой студенты ставят низкие баллы по другим, кроме плохой работы своего воспитателя, причинам – например, за чрезмерность проводимых в группе мероприятий. Работа куратора должна оцениваться по совокупности факторов. Должно учитываться мнение заместителя директора по воспитательной работе. В конце учебного года отчет о работе должен заслушиваться на заседании кафедры, с предоставлением выписки из протокола. Нужно ввести отчетность сотрудников перед начальником подразделения (хотя бы выборочно). Все мероприятия, проводимые со студентами желательно фотографировать, информацию о них (фото + текст) предоставлять заместителю директора по воспитательной работе.

Нужно модернизировать работу Школы кураторов, с учетом мнения ее участников. На ее заседаниях кураторы должны получать ответы на интересующие их вопросы. Просьба ко всем – вносить свои предложения по организации работы Школы с тем, чтобы она была более  продуктивной.

В пункте «разное» было заслушано выступление проректора по воспитательной работе Т.И.Кузнецовой. Она затронула целый ряд вопросов.

Необходимо усовершенствовать критерии оценки деятельности кураторов и внести соответствующие изменения в Положение о лучшем кураторе года. Прошу вносить свои предложения.

Вышло распоряжение ректора о необходимости соблюдения Правил внутреннего распорядка СГЮА и недопустимости нахождения студентов в помещениях академии в верхней одежде. Все студенты под роспись с ним ознакомлены. Гардеробы работают, вместительность их достаточна. Кураторы должны проконтролировать исполнение данного распоряжения студентами своих групп.

Решением конференции трудового коллектива были внесены изменения в Правила внутреннего распорядка СГЮА. Пункт 47 был дополнен следующими словами: «Внешний вид студента должен соответствовать деловому стилю светского высшего учебного заведения без религиозной и иной атрибутики». Речь идет о знаках принадлежности к фанатскому движению, панкам, религиозным течениям и т.п. Кураторы должны в деликатной форме вести индивидуальную воспитательную работу со студентами в этом направлении. Правила внутреннего распорядка обязательны для всех. Рекомендуется провести конкурс «Деловой стиль одежды» в группах.

Близится Новый год. С 10 по 20 декабря будет проводиться конкурс на лучшее оформление помещений, учебных корпусов. Нужно организовать студентов и украсить Академию к празднику.

Кураторам первого курса следует обратить внимание на то, что по результатам социологического опроса более половины студентов испытывают затруднения в освоении балльно-рейтинговой системы. Прошла первая контрольная неделя, выставлены предварительные баллы по всем предметам. Я требую, чтобы с ее результатами через кураторов и деканаты были ознакомлены родители студентов, особенно те, дети которых имеют низкие показатели. Необходимо также ознакомить их с Положением о курсовых экзаменах и зачетах.

 

 

Руководитель Школы кураторов                                                  Н.В.Ерохина

 

Рассказать друзьям:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Twitter

Be the first to comment on "Информация о заседании Школы кураторов 27.11.2012 г."

Leave a comment